"ВЫЖИВАНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ" (Часть вторая)

4. Основа гигиены и первая доврачебная помощь 16 часов

4.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

Понятие гигиены, гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание). Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Сущность и закаливание, его значение для повышения работоспособности человека и увеличение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризма. Гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развитие физических способностей и достижение высоких спортивных результатов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов. Лекарственные растения родного края.

Практическое занятие: Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними. Сбор гербарного материала «Лекарственные растения родного края».

Средства и методы обучения: лекция с элементами беседы, показ слайдов, тетрадь.

4.2. Походная медицинская аптечка

Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблетированные, порошковые, линименты, смазки. Различие в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначение, показание и противопоказание к применению лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний.

Практическое занятие: Формирование походной медицинской аптечки.

Средства и методы обучения: рассказ, показ, беседа, опрос, тетрадь, аптечка.

4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.

Практическое занятие: Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).

Средства и методы обучения: рассказ, показ слайдов, беседа, опрос, тетрадь.

4.4. Приемы транспортировки пострадавшего

Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках- плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.

Практические занятия: изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.

Средства и методы обучения: рассказ, показ слайдов, беседа, опрос, тетрадь, доклады, инструменты.

5. Заключительное занятие 8 часов

5.1 Итоговое занятие. Зачет.

Контрольное тестирование. Сдача зачета.

5.2. Повторение изученного материала.

Повторение пройденных тем по темам. Контрольное вязание узлов на время. Ориентирование по азимуту и по легенде. Прохождение туристической трассы на время с сопровождением.

Учебно-тематический план

по образовательной программе объединения по интересам «Основы туризма и выживания в экстремальных ситуациях»

Смотреть таблицу

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

нформационно-коммуникативные средства: видеофильмы по разделам курса, слайды (диапозитивы) по тематике курса мультимедийный проектор; технические средства обучения; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: компас, туристическое снаряжение, набор верёвок для вязания узлов, туристические палатки, комплект для приготовления пищи, туристические рюкзаки, медицинская аптечка, перевязочные средства, разномасштабные географические карты, спортивные карты; учебно-методический комплекс дисциплины.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Алексеев А. А. Горообразование и горный рельеф: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2005.

Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2006.

Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.

Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.

Добарина И. А., Жигарев О. Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие для учителей и студентов. — Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 1998.

Карманная энциклопедия туриста /Автор-составитель Шабанов А. М. — М.: Вече, 2004.

Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. — М., 2006—2007.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2007.

Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2000.

Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.

Талм Е. И. Энциклопедия туриста. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993.

Шаповал Г. Ф. История туризма: Пособие. — Минск: Экоперспектива, 1999.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • собирать снаряжение для многодневного похода с учётом метеорологических прогнозов;

самостоятельная работа

  • оказывать доврачебную помощь пострадавшему;

зачет

  • ориентироваться по компасу и топографической карте;

самостоятельная работа

  • применять на практике технику вязания узлов;
зачет
  • организовать питание в походных условиях;
самостоятельная работа
  • разбить бивак для привала на маршруте похода и для ночёвки в многодневном походе;
тестирование

Знания:

  • виды и типы костров, правила разведения костров и пожарной безопасности;

самостоятельная работа

  • правила установки палаток в пешем походе, виды палаток для массового пешеходного туризма;

доклад

  • правила техники безопасности при выполнении движения в туристской группе;

опрос

  • принцип работы и составные части туристского компаса, правила ориентирования по топографической карте и компасу, топографические знаки;

самостоятельная работа

  • способы оказания доврачебной помощи, состав туристской аптечки;

тестирование

  • виды туристских узлов и способы их применения;

самостоятельная работа

  • "составные части" туристского бивака и правила расположения его элементов;

контрольная работа