"ВЫЖИВАНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ" (Часть вторая)
4. Основа гигиены и первая доврачебная помощь 16 часов
4.1. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний
Понятие гигиены, гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание). Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Сущность и закаливание, его значение для повышения работоспособности человека и увеличение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризма. Гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развитие физических способностей и достижение высоких спортивных результатов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов. Лекарственные растения родного края.
Практическое занятие: Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними. Сбор гербарного материала «Лекарственные растения родного края».
Средства и методы обучения: лекция с элементами беседы, показ слайдов, тетрадь.
4.2. Походная медицинская аптечка
Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблетированные, порошковые, линименты, смазки. Различие в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначение, показание и противопоказание к применению лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний.
Практическое занятие: Формирование походной медицинской аптечки.
Средства и методы обучения: рассказ, показ, беседа, опрос, тетрадь, аптечка.
4.3. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.
Практическое занятие: Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).
Средства и методы обучения: рассказ, показ слайдов, беседа, опрос, тетрадь.
4.4. Приемы транспортировки пострадавшего
Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках- плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.
Практические занятия: изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.
Средства и методы обучения: рассказ, показ слайдов, беседа, опрос, тетрадь, доклады, инструменты.
5. Заключительное занятие 8 часов
5.1 Итоговое занятие. Зачет.
Контрольное тестирование. Сдача зачета.
5.2. Повторение изученного материала.
Повторение пройденных тем по темам. Контрольное вязание узлов на время. Ориентирование по азимуту и по легенде. Прохождение туристической трассы на время с сопровождением.
Учебно-тематический план
по образовательной программе объединения по интересам «Основы туризма и выживания в экстремальных ситуациях»
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
нформационно-коммуникативные средства: видеофильмы по разделам курса, слайды (диапозитивы) по тематике курса мультимедийный проектор; технические средства обучения; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: компас, туристическое снаряжение, набор верёвок для вязания узлов, туристические палатки, комплект для приготовления пищи, туристические рюкзаки, медицинская аптечка, перевязочные средства, разномасштабные географические карты, спортивные карты; учебно-методический комплекс дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Алексеев А. А. Горообразование и горный рельеф: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2005.
Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2006.
Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.
Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.
Добарина И. А., Жигарев О. Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие для учителей и студентов. — Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 1998.
Карманная энциклопедия туриста /Автор-составитель Шабанов А. М. — М.: Вече, 2004.
Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. — М., 2006—2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2007.
Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2000.
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.
Талм Е. И. Энциклопедия туриста. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993.
Шаповал Г. Ф. История туризма: Пособие. — Минск: Экоперспектива, 1999.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения:
|
самостоятельная работа |
|
зачет |
|
самостоятельная работа |
|
зачет |
|
самостоятельная работа |
|
тестирование |
Знания:
|
самостоятельная работа |
|
доклад |
|
опрос |
|
самостоятельная работа |
|
тестирование |
|
самостоятельная работа |
|
контрольная работа |
0 comments