Проект "ВЫЖИВАНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ"

Использованы материалы выживания в современных условиях в различных уголках планеты Земля с применением знаний древних Россов.

Межгалактическая Ведическая Академия (МВА).
регистрационный номер ВЗ-137 от 19.08.1990 г.

Кафедра медицины сопровождения в экстремальных ситуациях. 

Проект "ВЫЖИВАНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ"
Начальный курс основы туризма и выживания 

Принято единогласно 

На собрании №4 членов общества "Русь Великая" 

Протокол №1 от «19» августа 2020 г.

Количество часов: 172 часа

Ректор МВА академик Игорь Владимирович Пронин

г. Москва 2020


Программа "Выживание в экстремальных походных условиях" рассчитана для инструкторов - экстремалов для дальнейших передачи знаний и обучения туристическим группам основ выживания в дикой природе на практике, то есть предусматривает получение элементарных знаний и приобретение первичных навыков выживания в экстремальных условиях, в которые может попасть каждый турист. Эти знания помогут выжить в непредвиденных обстоятельствах.

Изучение выживания в природных условиях сплошает коллектив, делает каждого из них более ответственным за своих товарищей, дает возможность испытать свои силы, навыки.

Программа курса рассчитана на 8 астрономических часов обучения и предусматривает как теоретические занятия, так и практические.

Цели и задачи

Цель - данный курс программы предназначен для обучения любого желающего быть физически крепким и компетентным решать различные задачи в экстремальных условиях в походе, умеющего жить в коллективе, понимать окружающую природу.

В результате освоения программы, каждый турист должен уметь:

  • собирать снаряжение для многодневного похода с учётом метеорологических прогнозов;
  • оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
  • ориентироваться по компасу и топографической карте;
  • применять на практике технику вязания узлов;
  • организовать питание в походных условиях;
  • разбить бивак для привала на маршруте похода и для ночёвки в многодневном походе.

В результате освоения программы, каждый турист должен знать:

  • виды и типы костров, правила разведения костров и пожарной безопасности;
  • правила установки палаток в пешем походе, виды палаток для массового пешеходного туризма;
  • правила техники безопасности при выполнении движения в туристской группе;
  • принцип работы и составные части туристского компаса, правила ориентирования по топографической карте и компасу, топографические знаки;
  • способы оказания доврачебной помощи, состав туристской аптечки;
  • виды туристских узлов и способы их применения;
  • "составные части" туристского бивака и правила расположения его элементов.

Задачи:

  • создание условий для получения новых знаний по основам выживания в экстремальных ситуациях, приобретение навыков путешествий.
  • развитие познавательных интересов, удовлетворение психологической потребности, утверждение своего "Я" в самореализации обучение коллективизму, готовности прийти на помощь друг к другу, культуре поведения на природе.

Формы обучения :

Основными формами обучения являются теоретические и практические занятия в помещении.

Методы обучения:

- лекции, беседы, дискуссия, демонстрации опыта.

- практическая работа со снаряжением, познавательные примеры по системе выживания.

Ожидаемые результаты по итогам обучения

Главным показателем результативности освоения данной программы является освоение Инструктором и донесение до туристических групп начальной туристской подготовки по программе "Выживание в экстремальных походных условиях", позволяющее подготовить и совершить сложный поход.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 140 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 140 часов.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы туризма и выживания

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО :

050148 Педагогика дополнительного образования детей

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательная дисциплина.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • собирать снаряжение для многодневного похода с учётом метеорологических прогнозов;
  • оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
  • ориентироваться по компасу и топографической карте;
  • применять на практике технику вязания узлов;
  • организовать питание в походных условиях;
  • разбить бивак для привала на маршруте похода и для ночёвки в многодневном походе.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • виды и типы костров, правила разведения костров и пожарной безопасности;
  • правила установки палаток в пешем походе, виды палаток для массового пешеходного туризма;
  • правила техники безопасности при выполнении движения в туристской группе;
  • принцип работы и составные части туристского компаса, правила ориентирования по топографической карте и компасу, топографические знаки;
  • способы оказания доврачебной помощи, состав туристской аптечки;
  • виды туристских узлов и способы их применения;
  • "составные части" туристского бивака и правила расположения его элементов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 172 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 172 часа.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

1. Основы туристической подготовки. 64 часа

1.1. Личное и групповое туристическое снаряжение

Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно – трехдневного и более длительного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как готовить личное снаряжение к походу. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их значение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и значение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и т.д. Особенности снаряжения для зимнего похода.

Практические занятия: Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.

Средства и методы обучения: Рассказ, опрос, слайдовая презентация, рюкзак и предметы для него. Виды туристического снаряжения, репшнур, виды карабинов, канаты, палатка, ремонтная аптечка.

1.2. Организация туристического быта.

Привалы и ночлеги. Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участков и т.д.). Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака. Организация работ по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определения мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Уборка места лагеря перед уходом группы. Типы костров. Правила разведения костра, работа с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Организация ночлегов в помещении. Правила купания.

Практическое занятие: Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.

Средства и методы обучения: рассказ с элементами беседы, опрос, конспектирование в тетрадях, иллюстративный материал, палатка, инструменты.

1.3.Подготовка к походу, путешествию

Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах, запросы в местные образовательные и другие учреждения, получение сведений у людей, прошедших планируемый маршрут. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка личного и группового снаряжения.

Практическое занятие: Составление плана подготовки 1-3-х дневного похода. Изучение маршрутов походов. Составление плана-графика движения в 1-3-х дневном походе. Подготовка личного и общественного снаряжения.

Средства и методы обучения: беседа, опрос, рассказ. Туристические амуниции и принадлежности.

1.4. Питание в туристическом походе.

Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением горячих блюд. Организации питания в двух - трехдневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Как добыть воду и пищу, если затерялся в лесу. Съедобные растения и грибы родного края.

Практическое занятие: Составление меню и списка продуктов для 1 – 3- дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре. Определение съедобных и ядовитых растений и грибов родного края, сбор гербарного материала.

Средства и методы обучения: рассказ, беседа, опрос, тетрадь. Продукты для туриста и упаковки, посуда для приготовления пищи на костре.

1.5. Туристические должности в группе

Должности постоянные и временные. Командир группы. Требование к командиру группы (туристический опыт, инициативность, ровное отношение с членами группы, авторитет). Его инициативности: руководство действиями членов группы, контроль выполнения заданий, подержание нормального микроклимата в группе. Другие постоянные должности в группе: заведующий питанием (зав пит), заведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар. Дежурные (доулеры) по постоянным должностям, дежурный командир, дежурный штурман и т. д.

Практическое занятие: Выполнение обязанности по должностям в период подготовки, проведение похода и подведение итогов.

Средства и методы обучения: рассказ, беседа, опрос, тетради, набор слайдов, деловая игра.

1.6. Правила движения в походе, преодоление препятствий

Порядок движения группы на маршруте. Туристический строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Общая характеристика естественных препятствий. Движения по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

Практические занятия: Отработка движения колонной. Соблюдения режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности, по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.

Средства и методы обучения: рассказ с демонстрацией слайдов, беседа, поход

1.7. Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий

Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Правила поведения при переездах группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком. Использование простейших узлов и техники их вязания. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.

Практическое занятие: Отработка техники преодоления естественных препятствий, склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой.

Средства и методы обучения: рассказ, тестирование, опрос, зачет

1.8. Подведение итогов похода

Обсуждение итогов похода в группе, отчеты ответственных по участкам работы.

Отработка собранных материалов. Составление отчетов о походе, составление иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма, коллекций и пособий. Выполнение творческих работ участниками похода. Составление отчета для организации, давшей задание. Ремонт и сдача инвентаря, взятого напрокат. Подготовка экспонатов для музея. Отчетные вечера, выставки по итогам походов. Вручение значков и сертификатов о прохождении курса в теории и практике и присвоение спортивных разрядов участникам.

Практические занятия: Составление отчета о походе. Ремонт и сдача инвентаря. Подготовка экспонатов для школьного музея и предметных кабинетов.

Средства и методы обучения: рассказ, показ, беседа, туристические снаряжения и экипировки, собранный в походе материал.

1.9. Туристические слеты и соревнования

Задачи туристических слетов и соревнований. Организация слетов, судейская коллегия, участники. Положения о слете и соревнованиях, условия проведения. Выбор места проведения, размещение участников и судей, оборудование места соревнований. Порядок проведения, информация. подведение итогов и награждение победителей. Медицинское обеспечение. Охрана природы. Подготовка инвентаря и оборудования, необходимое для проведения соревнования и оформление мест проведения. Виды туристических соревнований и особенности их проведения, понятия о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовки участников. Личное и командное снаряжение участников, меры безопасности при проведении туристических слетов и соревнований.

Практические занятия: Участие в туристических соревнованиях туристических групп.

Средства и методы обучения: беседа с показом видеороликов, контроль, туристические снаряжения.

2. Топография и ориентирование 32 часа

2.1. Понятие о топографической и спортивной карте.

Определение роли топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топографических карт для туристов. Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации. Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути. Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координат точки на карте. Назначение спортивной карты, ее отличие от топографической карты. Масштабы спортивной карты. Способы и правила копирования карт. Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.

Практическое занятие: Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Копирование на кальку участка топографической карты.

Средства и методы обучения: рассказ, показ слайдов, опрос, тетрадь, топографическая и спортивная карты, инструменты.

2.2. Условные знаки

Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топографических знаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные, полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высоты, урезы вод. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Практическое занятие: Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.

Средства и методы обучения: рассказ с элементами беседы, демонстрация, игры, условные знаки, инструменты.

2.3. Ориентирование по горизонту, азимуту.

Основные направления на стороны горизонта С, В, Ю, З; дополнительные и вспомогательные направления по стонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутное кольцо («Роза направлений»). Определение азимута, его значение от простого угла (чертеж). Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Измерение и построение углов (направлений) на карте. Азимутальный тренировочный треугольник.

Практические занятия: Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте. Построение тренировочных азимутальных треугольников

Средства и методы обучения: рассказ, показ видеоролика, карта, тетрадь, транспортир.

2.4. Компас, работа с компасом

Компас. Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом. Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование по карте, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек компасом Адрианова и жидкостным.

Практическая работа: Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольники, «бабочки» и т.п.).

Средства и методы обучения: рассказ с демонстрацией, опрос, компас.

2.5. Измерение расстояний

Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг. Таблица перевода шага в метры. Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по мере движения.

Практические занятия: Измерение своего среднего шага (пары шагов), построение графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.

Средства и методы обучения: рассказ, показ, опрос, компас, линейка, транспортир.

2.6. Способы ориентирования

Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Составление абрисов. Оценка скорости движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организации разведки в походе, опрос местных жителей. Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути). Протокол движения.

Практическое занятие: Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отыскиванию на карте сходных ситуаций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде. Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте с подробным описанием ориентиров, составлением графика. Составление абрисов отдельных участков.

Средства и методы обучения: рассказ с демонстрацией, опрос, тетрадь, карта, компас.

2.7. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентирования

Средства и методы обучения: рассказ, показ, беседа, опрос. Тетрадь, карта, видеоролик.

3.Краеведение 24 часа

3.1. Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.

Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края. Транспортные магистрали. Промышленность. Экономика и культура края, перспективы его развития. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры. Знатные люди края, их вклады в его развитие. История своего города.

Практическое занятие: Знакомство с картой своего родного края. «Путешествия» по карте. Проведение краеведческих викторин.

Средства и методы обучения: рассказ с показом видеороликов, беседа, опрос, тетрадь, карта

3.2. Туристические возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи края. Краеведческие и мемориальные музеи, народные и школьные музеи. Экскурсии на предприятия, на стройки, в учреждения и организации. Сбор сведений об истории края в архивах, военкоматах, общественных организациях.

Практическое занятие: Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение музеев, экскурсионных объектов.

Средства и методы обучения: рассказ, показ, беседа, опрос, тетрадь

3.3. Изучение района путешествия

Сбор краеведческого материала о районе похода, изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т.д. Подготовка докладов о районе похода по историческим данным, климату, рельефу, флоре, фауне и т.п.

Практическая работа: Подготовка докладов по району предстоящего похода.

Средства и методы обучения: рассказ, показ, беседа, опрос, тетрадь, доклады.